Актерская система Михаила Чехова

Основные принципы системы Чехова

Основные принципы системы Чехова

Чехов считал, что воображение – главное свойство драматического артиста как полноценной творческой единицы. Да-да, ведь очень часто к актеру относятся как к исполнителю, который просто несет в массы текст драматурга и замысел режиссера-постановщика. Его гримируют и одевают, ему лишь следует выйти на сцену, сделать без лишних отступлений то, что нужно, а потом получить за это цветы, аплодисменты и «легкую» славу. Но театральная система Чехова, Станиславского демонстрирует, что эти два человека призывали актера быть художником, артистом, который способен или пытается в исполнительном искусстве стать творцом, пусть и в зависимом положении.

«Истинные творческие чувства не лежат на поверхности души. Вызванные из глубин подсознания, они поражают не только зрителя, но и самого актера.»Михаил Чехов

Воображение, согласно Чехову, – мощный поток образов, а также способность выбрать и воплотить на сцене нужный из них. Если у Станиславского образ — результат проделанной и успешной работы, то для Чехова рождение образа – ежедневный материал актерской работы. Именно образ, согласно воззрениям Чехова, является отправной точкой для погружения актера в роль.

К примеру, суть системы Михаила Чехова заключается в том, чтобы актер, если ему нужно сыграть короля, представил себя им и прожил эту роль на сцене, и в этом ему поможет воображение. Актер должен сымитировать королевскую осанку, величие, стать, размеренность, речь и все остальное по принципу «я – король», а не «я в обстоятельствах короля», как у Станиславского.

Чехов позаимствовал у Станиславского комплекс важных аспектов:

  • физические упражнения в стиле йоги;
  • особые техники наблюдения;
  • способы концентрации внимания и общения;
  • знаменитый метод «кусков и задач» при работе с актерским текстом.

Таковы основные принципы системы Михаила Чехова, которые нашли отклики в сердцах многих актеров последователей.

Отличие от подхода Станиславского

Отличие системы Чехова от подхода Станиславского

Станиславский призывал актеров не искать в себе короля, раба, любовника и т. д. По его мнению, следует помнить, что тот же король – тоже человек с нервами, скелетом, человеческими переживаниями и вести себя он будет, в первую очередь, как человек, а не как король. Т. е. Станиславский просил актера искать сходство «я» и персонажа, искать обстоятельства и обживать пространство. Чехов же ждал, чтобы актер выполнил простую задачу так, как выполнил бы ее его персонаж. В этом и заключается вся разница между системами Чехова и Станиславского.

«Мы, следуя за нашими образами, проникли в сферы, для нас новые, нам дотоле неизвестные. Творя, мы познавали!»Михаил Чехов

В этой задаче, по мнению Чехова актеру должны помочь его физические данные: позы, жесты, мимика, ритм, привычки. Михаил Чехов утверждал, что движение определяет образ и рождает нужное чувство. Станиславский назвал бы это дешевой работой пародиста и карикатуриста, который «играет», а не проживает свой образ. Объективно же система Чехова зарекомендовала себя как полноценная и действенная альтернатива методу Станиславского, и сумела оставить заметный след в истории мирового театра и кино.

В отечественной и мировой педагогической практике традиционно принято опираться на систему Станиславского, но это не значит, что система Михаила Чехова не востребована или менее эффективна. По его методу занимались такие легенды кино, как Энтони Куинн, Мэрилин Монро, Клинт Иствуд и множество других актеров Голливуда. В большинстве актерских школ изучаются обе системы, после чего актер решает сам для себя, какой подход ему ближе.

Упражнения по Чехову

Упражнения по системе Чехова в большей степени касаются развития воображения и концентрации:

  1. Представьте любой предмет, событие или человека. В течение некоторого времени представьте это перед своими глазами, вспомните все детали, характеризующие этот предмет, человека или событие. Уделите внимание всем «мелочам», которые только вспомните.
  2. Работайте с текстом, любимым отрывком, при этом выполняя поэтапно различные задачи. Сначала ваша цель – сосредоточиться на описании пейзажа, в другой раз – на диалоге одного персонажа, в следующий – на другом участнике материала. Затем ваша задача, к примеру, в большей степени концентрироваться на имитации внешних звуков. Ставьте перед собой различные задачи и выполняйте их.

Последнее изменение: пятница, 5 Июнь 2020, 14:14